Воскресенье, 28.04.2024, 13:00
Молодёжная Газета "FL@SHKA" г.Бельц
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас я должен зарегистрироваться))) | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Полезная информация [20]
Мини-чат
Наш опрос
Где и скем вы обычно встречаете Новый Год?
Всего ответов: 17
Главная » Статьи » Полезная информация

КАК ПОДГОТОВИТЬ СТАТЬЮ К ИЗДАНИЮ
КАК ПОДГОТОВИТЬ СТАТЬЮ К ИЗДАНИЮ
АЗБУКА РЕДАКТОРА
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
1.                 Введение
2.                 Немного о жанрах и структуре издания
3.                 Оформление издания: замысел и решения
4.                 У статьи свое лицо (заголовок, преамбула, иллюстрации)
5.                 Работа с текстом: кое-что о врезах, шрифтах и смысловых блоках
6.                 Поля в издании или пустое место?
7.                 Средства художественного  оформления
 
 
ВВЕДЕНИЕ
Газета в вашей школе? Журнал, который затмит самые популярные издания?
Изумительный литературный альманах, от корки до корки сделанный учениками вашего
класса?
Почему бы и нет! Не пугайтесь, что вы не занимались издательским делом. Если  у
вас есть желание, начинайте работать. А наша брошюра поможет вам решить эту
задачу.
Идея брошюры об абзацах издательского дела родилась благодаря конкурсу школьной
периодики "Больше изданий хороших и разных". В одно мгновение он поделил
участников на две неравные группы, и большую составили те, кто лишь недавно
отважился взяться за издательский гуж. Их работы показали, что именно мешает
начинающим добиться успеха и достойно представить свои творения читателям. Ведь
в 12-15 лет, когда рассказы и стихи сочиняются сами собой, легче написать с
десяток произведений, чем по всем правилам издать одно. Иногда, правда, это
получается, и тогда дети открывают для себя, что издательское дело - тоже
творчество. Но чаще всего не получается, потому что это непростая профессия.
Небольшой брошюры, конечно же, недостаточно, чтобы обучить школьников серьезному
ремеслу. У нее другая задача: на конкретных примерах рассказать об основах
редакторской работы.
Назовем это азбукой.
 
 
НЕМНОГО О ЖАНРАХ И СТРУКТУРЕ ИЗДАНИЯ
 
Однажды вам пришла на ум замечательная мысль - выпускать в школе вместе с
друзьями свой собственный и настоящий журнал.. или газету?.. или альманах?..
Неважно. Там будут ваши рассказы, стихи школьных поэтов, разные статьи и
заметки: о моде, уроках, школьных праздниках, спортивных турнирах+
Стоп, стоп, стоп. Это как раз очень важно - что именно вы собираетесь издавать.
Если кроме кипы заметок, разрозненных репортажей и реплик типа "Не могу
молчать!", изложенных на тетрадных листках, ничего нет, вам лучше издавать
газету. А это значит - заниматься фотосъемкой, интервью, создавать в школе
маленькую редслужбу, которая бы знала заранее обо всем, что будет происходить в
alma mater, озадачить корреспондентов не чем-нибудь, а продуманными заданиями,
потому что план номера уже должен быть у вас в голове. Вам предстоит готовиться
к школьным событиям загодя, подбирать и расставлять материал, потому что не все
статьи, оказывается, могут соседствовать друг с другом на полосе.
Может быть, тогда журнал? Там будут и рассказы, и статьи о музыке (кто-то из
друзей будет вести эту рубрику) или вообще об искусстве. Будут и стихи, и
литературоведческие материалы, и что-то о вечных проблемах: любовь, или - отцы и
дети. Короче, классический набор журнальных рубрик молодежного издания.
(педагоги добавят от себя: уроки, история школы+)
Хорошо, жанр издания мы нашли: это журнал. Это вам как-то ближе. Тогда прежде
чем определиться, какие именно рубрики вам нужны, установить их очередности в
номере, чтобы не получилось "каши", необходимо решить, для чего вообще ваш
журнал создается. Развлекать читателя? Просвещать? Думать? (опять возникают
педагоги: воспитывать!) Какие темы - социальные, культурные, образовательные или
чисто молодежные - получат приоритет, а какие пойдут на второй план. Только
после ответов на эти вопросы удастся разработать концепцию журнала и подобрать
нужные рубрики.
Как бы удачно вы ни решили эти проблемы, надо исходить из того, что читатель
(даже если он ваш большой друг) не одолеет в журнале больших текстов по
соседству. А увидев третий, вообще забросит "скукотищу" в угол.
Если редактор озаботиться таким исходом, то обязательно ограничит размеры рубрик
и, соответственно, начинающих авторов. Пусть журнал будет потоньше, зато
поинтереснее.
Как еще сохранить внимание читателя? Можно давать небольшие материалы разных
жанров: интервью, занимательные хроники, новости из мира музыки, - естественно,
не в ущерб профилю журнала или тематике номера. На анекдотах ведь далеко не
уедешь. Но такие небольшие материалы требуют к себе очень чуткого отношения.
Чтобы не потеряться среди таких же карликов или фирменных рубрик, они должны
иметь свое лицо. С ними, оказывается, тоже проблемы.
И вот здесь на помощь приходят средства оформления издания.
 
ОФОРМЛЕНИЕ ИЗДАНИЯ: ЗАМЫСЕЛ И РЕШЕНИЯ
Если вы еще не раздумали выпускать журнал, время поговорить о его оформлении.
Только концепция и тема подскажут вам, как сделать идеальную обложку, придумать
заголовки и подобрать иллюстрации. Ведь если ваш журнал делают третьеклассники и
пишут о своих учителях, он должен отличаться от журнала, который пишут учителя
от третьеклассниках. И читатель должен понять это, еще не глядя в текст.
Что в издании главное? Чему отдать предпочтение - содержанию или оформлению?
Здесь каждый решает сам, чем привлечь ему своего читателя. Но в любом случае,
учителя это ли третьеклассники, придется в конце концов сводить содержание и
оформление воедино. Согласитесь, заметка с грубым подростковым слэнгом не будет
смотреться в строгом журнале с черно-белой обложкой. Поэтому лучше всего отдать
предпочтение единому замыслу. Воплотившись, он будет и читателя привлекать, и
работать на содержание. Да еще как! Увидев стопку журналов в библиотеке, ваши
одноклассники бросятся со всех ног именно к вашему детищу. Это значит, что они
узнают его "в лицо". Примите поздравления: вам удалось найти стиль журнала. А
это, поверьте, немало.
Теперь о главном - из чего складывается стиль издания, в чем выражается. Иначе:
какими средствами можно создать его? Ими могут быть и формат журнала, и
особенности размещения иллюстраций (рисунков, фотографий - в зависимости от
того, что будет выбрано); и пропорции текста, размеры полей, особенности
оформления заголовков, подбор шрифтов, - все вместе они должны составлять единую
схему оформления номера. Выделить что-то в этом перечне невозможно. Добавить к
нему еще кое-что - пожалуйста. Можно, например, использовать орнаменты,
заставки, цветовые решения. И если все это не будет по крайней мере
противоречить друг другу, - вы на верном пути.
Возможно, редактор школьного издания, наслушавшись таких речей, обозлиться
вконец: "Легко вам рассуждать ''вообще''!" Хорошо. Давайте повернем от общего к
частному и на отдельных примерах разберем наш перечень. Начнем хотя бы с
журнальной статьи.
 
У СТАТЬИ СВОЕ ЛИЦО (ЗАГОЛОВОК, ПРЕАМБУЛА, ИЛЛЮСТРАЦИЯ)
У вас в руках - листок в клеточку, исписанный детским почерком. Это статья для
журнала. Вам предстоит поместить ее на белую страницу и каким-то магическим
способом заставить читателя прекратить деловое перелистывание страниц и
обратиться к тексту.
Наш разговор об одной - единственной статье мы начинаем со стиля вашего журнала.
Одна страница должна быть миниатюрной копией целого.
а всех остальных журнальная страница должна не только просвещать, но и увлекать.
Иначе эти "остальные" не дочитают и третьей строчки самой интересной в мире
статьи. Если вообще примутся за чтение. Тексту просто необходимо оформление,
которое будет привлекать внимание читателя. заголовок статьи - самое превое, что
попадается на глаза.
1. оформление начала статьи и заголовка
Статья начинается с заголовка. Но представляет ее первая страница, и многое
будет зависеть от того, что редактор на этой странице разместит. Можно дать
обычную иллюстрацию по теме, а можно, погрузить читателя в атмосферу статьи -
сделать фотографию во всю страницу и не ее фоне разместить и заголовок, и
содержание.
2. Оормление заголовка статьи с использованием различных шрифтов
Каждому тексту - по шапке! То есть по заголовку, стоящему над текстом статьи.
Прежде всего он должен быть выразительным: привлекать внимание не только своим
графическим исполнением, но и смыслом. Ведь цель заголовка - заинтересовать
читателя.
3. Подзаголовок статьи, раскрывающий тему материала и жанр публикации
Каким бы выразительным ни получился у вас заголовок, он не резиновый и не может
вместить всей важнейшей информации, особенно если требуется сообщить читателю
сведения о жанре материала,способе его подачи или аудитории, на которую он
рассчитан. В таких случаях используют подзаголовок. Им может стать основная идея
текста, эпиграф или название жанра публикации - то, что привлечет к ней "своего"
читателя.
4. Резмещение преамбулы к статье
Еще один элемент оформления, который уже использовался в предыдущих примерах, -
преамбула, или вводная часть. Она подготавливает заинтересовавшегося текстом
читателя к восприятию информации, дает ему для этого первые необходимые
сведения. Основное требование к преамбуле - это самостоятельность и
завершенность ее текста. Поэтому она и набирается другим шрифтом и композиционно
отделяется от текста статьи.
5. текст статьи, иллюстрированный рисунками и фотографиями
Прежде чем что-то прочесть, обязательно рассматривают картинки. Это закон
восприятия любой информации. Поэтому иллюстрации - тоже своеобразная преамбула к
тексту, и, подбирая их к статье, стараются прокомментировать с их помощью ее
ключевые положения. Кроме того, иллюстрации и фотографии могут метафорически
раскрывать смысл стаьи.
6. Использование полей, "врезов" и разбивки текста на смысловые блоки (главки)
РАБОТА С ТЕКСТОМ: КОЕ-ЧТО О "ВРЕЗАХ", ШРИФТАХ И СМЫСЛОВЫХ БЛОКА
Очень часто текст публикации занимает несколько страниц. Этому массиву
необходимо придать удобную для чтения форму: найти места для иллюстраций и
комментариев, выделить наиболее интересные фрагменты, разбить текст на смысловые
блоки
7. В тексте статьи - "врезы" - фотографии
Способов, как помочь читателю, существует множество.
Прежде всего это "врезы". В стройную колонку основного текста статьи слева,
справа или по центру врезаются посторонние: рисунки, "другие" тексты,
фотографии, цитаты, комментарии. И статья оживат.
8. Использование рисунка в качестве "вреза" по центру
"Врез" с рисунками, сделанный по центру, преобразует однородное поле текста в
удобный двухколонник, да к тому же еще и иллюстрирует его. Это просто идеальное
место для ряда небольших однотипных иллюстраций: они составляют дополнительную
колонку материала
9. "Подверстки" могут внести в статью дополнительную тему
Использование ряда иллюстраций в качестве "врезов" предоставляет еще одну
возможность. Если подобрать иллюстрации с умом, в их последовательность, как в
кадры кинофильма, можно будет заложить дополнительный сценарий со своим
разитием. Главное, чтобы он перекликался с темой стаьи. И тогда получится два
сюжета в одной стаье.
10. Текстовые "врезы" разгружают стаью
Текстовые "врезы" могут дополнять содержание статьи и состоять из справочных
данных, цитат по теме стаьи или ее ключевых положений. Прежде всего они
"разгружают" статью и в то же время приковывают к ней внимание.
11. Использование различных шрифтов
У разных шрифтов на странице разное назначение. Жирным шрифтом выделяют ключевые
слова, предложения или абзацы, курсивом - оформляютцитаты или расставляют
смысловые акценты. Можно также использовать шрифты разного начертания
(гарнитуры) или размера (кегла). В этой игре у вас неограниченные возможности, и
очень важно не заиграться, иначе текст будет напоминать непроходимые джунгли.
12. Разбивка статьи на смысловые блоки (главки)
Работа перед редактором ювелирная - расставить в авторском тексте акценты,
которые помогут читателю справиться с содержанием статьи. Для этого применяют
подзаголовки, применяют отбивки (пробелы) или используют разные шрифты.
Чтобы сделать статью удобной для чтения, текст разбивают на смысловые блоки.
Еще один путь - отделять смысловые блоки друг от друга текстовыми "врезами" или
же иллюстрациями. Если при этом удается найти верные решения, сплошной массив
текста приобретает после такой огранки ясность и стройность.
ПОЛЯ В ИЗДАНИИ ИЛИ ПУСТОЕ МЕСТО?
С понятием "поля страницы" школьники знакомы отлично. Да-да, это те самые
неисписаные поля в тетрадке. В нашем случае - незапечатанные участки вокруг
полосы набора.
Поля могут оставаться абсолютно пустыми, или на них могут быть выдвинуты
"врезы", иллюстрации, "заметки на полях", афоризмы.
14-15. Использование полей на развороте
В этих примерах полям отводится не последняя роль: словесные портреты классов
находят на них свое продолжение. С левой стороны помещениы фотографии
"действующих лиц", справа - принадлежащие им афоризмы. И в результате совершенно
разные - противополжные поля - становятся единым целым
16-17. Соотношение текста и свободного пространства - "воздуха" - на странице.
Нив коем случае не лишайте страницу пустого пространства! Глаз читателя
задохнется без воздуха. Оставляйте пробелы между заголовками и текстом,
пространство между колонками, те же поля, - не жалейте бумаги. Знаете, как на
профессиональном языке полиграфистов называется отсутствие отступа в начальной
строке абзаца? ТУПОЕ начало!
Вы ведь не хотите, чтобы у вашей стаьи было ТУПОЕ выражение лица?
Добиться хорошего результата можно, если увеличить размеры полей. А чтобы
сохранить при этом необходимые пропорции текста и "воздуха", на поля выносят
"врезы" или иллюстрации.
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ
Визуальный ряд может быть прямым и иллюстрировать содержание материала
портретами персонажей, фотографиями, рисунками. Кстати, детские риснки смотрятся
на странице не хуже, чем рисунки профессионалов, особенно когда ими
иллюстрированы стихи или рассказы юных авторов.
18-19. Использование рисунков для художественнго оформления и отбивок в подборке
стихотворений
А можно создать определенную атмосферу, связанную с темой публикации так, чтобы
вызвать у читателя соотвествующее настроение. Такие рисунки не могут быть
однотипными. Потребуется сочетание иллюстраций разных форматов, составление
композиций, которая заменила бы текст и создала необходимую атмосферу, - а
значит воздух, без которого никуда.
20. Применение композиции фотографий
Известно, что фотография - это искусство. Но такое же искусство - выбрать из
имеющихся фотоизображений "самые-самые" и умело разместить их на полосе.
Продумать композицию - значит решить эту задачу.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Так закнчивается наша брошюра. Дальше у алфавита нет букв. Теперь дело за вами:
ведь из букв составляются слова, предложения, - и появляется журнал. Пусть он у
вас получится и станет для читателей интересным.

 

Категория: Полезная информация | Добавил: fl@shka (01.09.2008)
Просмотров: 4663 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
        Статистика

        Онлайн всего: 1
        Гостей: 1
        Пользователей: 0
        Молодёжная Организация "Prosperitatea Viitorului" м.Бэлць Республика Молдова © 2024