Девять принципов информационности
Чтобы событие появилось в выпусках информационных новостей, оно должно удовлетворять хотя бы одному из следующих критериев, определяющих его ценность:
1. Общественно-политическая значимость темы.
2. Близость темы:
- новости с точки зрения зрителей либо в пространстве (непосредственное соседство или не слишком отдаленное место), либо во времени (недавнее прошлое или недалекое будущее);
- что-то хорошо знакомое им или близкое по каким-то причинам;
- вообще все то, что может заинтересовать и по ассоциации с какими-либо личными впечатлениями иной раз привлечет их внимание, если даже речь идет о чем-то далеком и по времени, и по месту.
3. Известность кого-либо или чего-либо:
- все то, что по тем или иным причинам может получить признание и популярность либо на местном уровне, либо более в широких масштабах;
- успехи или неудачи государственных, политических, деловых, общественных и иных организаций и их представителей - "ньюсмейкеров";
- знаменитости разных калибров, причем как в положительном, так и в отрицательном смысле;
- сенсационные открытия, изобретения или достижения в самых различных областях.
4. Своевременность:
- способна ли новость "держать" всю информацию, пока она почему-либо не утратит свою актуальность;
- уместно ли давать те или иные сведения в контексте сегодняшнего дня;
- не принесет ли их опубликование незапланированный вред по каким-либо причинам;
- достаточно ли они созвучны духу времени по стилю изложения и аргументации?
5. Воздействие новости по ее возможным последствиям:
- возбудит ли она интерес читателей ко всем другим элементам информации;
- привлечет ли их внимание к ее теме;
- окажет ли эта тема влияние на формирование каких-то суждения и эмоций;
- соответствует ли она интересам как отдельной семьи, так и всего общества в целом?
6. Масштабность новости по степени ее важности, весомости и значимости:
- достаточно ли убедительна она с точки зрения всего объема информации;
- играет ли она принципиальную или второстепенную роль ее понимания и оценки?
7. Конфликт (в самом широком толковании этого слова:
- от семейных коллизий до межнациональных или межрегиональных столкновений;
- от пикантных интриг до сенсационных скандалов разного рода;
- от разоблачения мафиозных группировок до раскрытия крупномасштабных политических замыслов;
- от противоречий между интересами различных политических и общественных сил внутри страны до конфронтации сил на международной арене.
8. Необычность:
- непредсказуемое или ненормальное развитие событий и проблем, неожиданные или непривычные ситуации разного рода;
- необычные факты из обычной жизни, эксцентричные или экстравагантные поступки, интересные странности и курьезы.
9. Персонификация:
- дает ли новость возможность акцентировать внимание на интересных подробностях с помощью ссылок на конкретных людей;
- может ли она объяснить событие или проблему штрихами "через человека"?
Все эти критерии можно выразит краткой, но необычайно емкой формулой "Кто? Где? Когда? Что? Как? Почему?". Эти шесть классических вопросов, впервые выделенных еще римским оратором Марком Квинтилианом, в наше время составляет основу основ подготовки информации.
В.С.Воскобойников,
В.К.Юрьев
(С) Broadcasting, № 7 (19), 2001 г. |