Понедельник, 06.05.2024, 02:45
Молодёжная Газета "FL@SHKA" г.Бельц
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас я должен зарегистрироваться))) | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Полезная информация [20]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 29
Главная » Статьи » Полезная информация

ПОДРОСТОК В ИНФОРМАЦИОННОМ МИРЕ

Кирилл Кирьянов "Подросток в критической ситуации в исследованиях Творческого объединения ЮНПРЕСС г. Москва"

 

Структура работы:

Введение:
1.Социологическое исследование "Подростки в информационном мире"
а) Основные каналы информации по острым социальным темам
б) Роль детских и юношеских СМИ в предоставлении информации по острым социальным темам
в) Выводы по результатам исследования

2.Проект "Подросток в критической ситуации"
а) Принципы и цели проекта
б) Наркотики: "Дефицит любви"
в) Права ребенка: "Можно достичь большего!"
г) Ситуация в школах: "Разделенные оврагом"
д) Дети и война: "Видевший войну мечтает о мире"

3.Принципы написания материалов по острым социальным темам
Примечания
Приложения
Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Если попробовать создать портрет современного подростка, как он будет выглядеть? Погруженный в виртуальный мир юноша у компьютера с наушниками от плеера в ушах? Девушка с отрешенным взглядом, сидящая перед телевизором с телефонной трубкой в руке?
Пока старшее поколение с опаской приглядывается к новым информационным технологиям, неотвратимо проникающим в повседневность, их дети и внуки быстро осваиваются в этой действительности. Герои книг и видеофильмов, партнеры по связи через интернет расширили круг их наставников и друзей.
Средства массовой коммуникации в стремительно изменяющемся мире становятся все более значимым фактором существования и развития человека, тем более в юном возрасте, когда складываются отношения с социальным окружением. Они способны настолько глобально изменить жизнь отдельного человека и различных социумов, что "информационные войны" входят в разряд самого эффективного оружия в различного рода войнах - экономических, политических, идеологических. Созидательную или разрушительную силу средств массовой коммуникации трудно переоценить. Не случайно писатель-фантаст Станислав Лем еще на заре компьютерной эры говорил: неизвестно, что демократичнее - выборы из альтернативных кандидатов или полная компьютеризация страны, которая позволяет учитывать мнение каждого человека по любому вопросу.
Чем стали средства массовой коммуникации для нынешних подростков - добрым или злым, развивающим или подавляющим началом? Несмотря на обилие суждений на эту тему, убедительные данные отсутствуют. Социологические исследования не поспевают за стремительными социальными изменениями. Дети и подростки нечасто становятся центральными фигурами социологических опросов и журналистских исследований, поскольку работа с детской и подростковой аудиторией трудоемка и требует специальных навыков. Так сложилась традиция - у нас привыкли делать серьезные выводы и принимать судьбоносные решения, касающиеся юного поколения "на глазок". В результате развитие средств массовой коммуникации, обращенных к молодому поколению, стало стихийным и неоднозначным процессом.
Ни для кого не секрет, что современные российские подростки живут не в самых лучших условиях. Тяжелое социальное и экономическое положение в стране обуславливает то, что помимо чисто возрастных проблем у тинейджеров появились проблемы социальные, т.е. имеющие уже не психологический, а общественный характер. Причем, последние гораздо опаснее, ведь большинство из них касаются не только взаимоотношений подростков с окружающими, но и здоровья самих подростков.
При всем этом молодые остаются не информированными в полной мере по основным социальным темам, таким как секс, СПИД, наркотики, а также по такому вопросу, как права детей и подростков. В связи с этим абсолютно ясна необходимость:
1. Обеспечить подростков объективной, достоверной информацией по социальным проблемам.
2. Дать подросткам возможность получить квалифицированную помощь специалистов.
На сегодняшний день ни первого, ни второго подростки не получают.

2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ "ПОДРОСТОК В ИНФОРМАЦИОННОМ МИРЕ"

Проблемами молодежи заинтересовалось Творческое объединение ЮНПРЕСС (г.Москва). Оно совместно с детским фондом ООН ЮНИСЕФ провело в 1998 году социологическое исследование "Подросток в информационном мире", целью которого ставилось выявление каналов и форм передачи подросткам разных возрастных групп, проживающим в различных регионах России, информации о здоровом образе жизни и правах ребенка.
Отличительной особенностью исследования являлось то, что в его разработке и воплощении активно участвовали сами подростки. Важным организационным компонентом опроса стало прозвучавшее в анкете обращение к респондентам от лица их сверстников - редакционного коллектива "Юношеской газеты". Анкета перестала быть безличной; отвечая на вопросы, подростки вступали в диалог со своими ровесниками, с которыми можно говорить прямо и откровенно. При сборе информации в регионах России старшие подростки часто выступали в роли анкетеров, этот организационный фактор также увеличивает степень доверия к ответам респондентов.
2.1. Основные каналы информации по острым социальным темам.
Анализ результатов исследования в той его части, которая ставила задачу определить значимость для подростков информации о правах молодежи, наркотиках, сексе, СПИДе и оценить эффективность каналов коммуникации, обеспечивающих подростков соответствующими сведениями позволил сделать следующие выводы:
- информация о правах детей, здоровом образе жизни не воспринимается большинством подростков как важная и актуальная; родители, учителя, журналисты не смогли убедить большинство подростков в необходимости
заботиться о здоровье; многие взрослые не владеют соответствующей информацией в необходимом объеме; подавляющее большинство не умеет разговаривать с детьми и подростками на деликатные темы;
- поскольку принятые в информационно/коммуникационной среде подходы к подаче информации не оказывают влияния на поведение подростков и их отношение к себе, необходимо искать новые средства и формы представления в средствах массовой коммуникации тем, касающихся здоровья молодежи, охраны и защиты прав детей и подростков.
- содержание предлагаемых вниманию подростков и их родителей материалов нужно разрабатывать при непосредственном участии специалистов в соответствующих областях, активно привлекая к этой работе подростков;
- нужно широко использовать, особенно говоря о наркотиках , не только публицистические, но и привлекательные для подростков художественные формы подачи материала;
- следует научиться вводить информацию о здоровом образе жизни непосредственно в среду подростков.
Результаты исследования см. в приложении

2.2. Роль детских и юношеских средств массовой информации в предоставлении информации по острым социальным темам. Результаты исследования показали, что для средств массовой информации задача предоставления аудитории достоверной полной, качественной информации, в том числе и по наиболее острым и сложным социальным проблемам, зачастую становится вторичной. Процессы их развития и функционирования носят стихийный характер: журналисты, ведущие теле- и радиопрограмм, редакторы и режиссеры не отдают себе отчета в том , какую информацию и на какую аудиторию они посылают; не владеют данными о том, какая информация и с каким результатом прошла к получателю; как была понята и как повлияла на установки и мировосприятие, в частности детей и подростков. Авторы и ведущие прогнозируют рациональную и эмоциональную реакцию на материал и способ его подачи взрослых читателей, зрителей, слушателей; влияние на разум, эмоции и подсознание молодежной аудитории не просчитывается и не учитывается в подавляющем большинстве случаев.
Участники исследования указали детские и юношеские средства массовой коммуникации как важный источник информации, по сравнению с результатами исследования 1993 года число сделавших такой выбор возросло на 10%, несмотря на то, что в последние годы наблюдается постепенное свертывание материального и духовного производства, ориентированного на нужды подростков.

 

 

Информация по поводу

По состоянию на 1 января 1998 года Госкомпечатью России и его региональными управлениями зарегистрировано 300 журналов и 200 газет, ориентированных на детскую читательскую аудиторию. В регионах зарегистрировано 90 журналов и 126 газет для детей, при этом среднее число изданий по областям колеблется от 2 до 8. Однако рост многообразия сопровождается резким падением тиражей периодических печатных изданий. По данным Российской книжной палаты, в 1990 году выходило 48 журналов для детей тиражом 245 371 тысяча экземпляров, а тираж 80журналов в 1995 году составил 18 936 тысяч экземпляров. Для тиражей детских газет ситуация еще более критическая: в 1991 году издавалось 10 газет тиражом 578 808 тысяч экземпляров, а в 1995 году - 40 газет тиражом 18 770 экземпляров. Средний тираж детских журналов в первом полугодии 1998 года составлял от 2 до 15 тысяч экземпляров, а детских газет - от 1 до 5 тысяч экземпляров. Одна из главных причин - рост типографских расходов и услуг Роспечати, что делает детские издания нерентабельными. Высокие цены становятся недоступными для большинства семей. Распоряжением председателя Госкомпечати России "О порядке распределения бюджетных средств на поддержку периодических печатных изданий" №19 от 15.11.96. газеты и журналы для детей вошли в приоритетную группу дотируемых изданий. Но в 1997 году Госкомпечати России на эти цели было выделено всего 0.7% от суммы, предусмотренной федеральным бюджетом. В результате, если в 1995 году дотации выделялись для 44 детских изданий, то в 1997 году дотируемых изданий оказалось только 7.

2.3. Выводы по результатам исследования
Исследование "Подростки в информационном мире" показало:
значительную долю нужных подросткам сведений они черпают из телепередач и печатных зданий, предназначенных для взрослых;
процессы информирования подростков, прежде всего средствами массовой коммуникации, носят стихийный некоординированный характер;
спрос на специализированные детские и юношеские материалы существенно превышает предложение;
актуальные для подростков темы зачастую не затрагиваются журналистами; в ряде случаев информация подается тенденциозно; особо острые проблемы попадают в печать, если события принимают сенсационный оборот;
дети и подростки рассматриваются производителями информации как объект воздействия и не участвуют в подготовке, представлении и анализе предназначенной для них продукции.

3. ПРОЕКТ "ПОДРОСТОК В КРИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ"

3.1. Принципы и цели проекта
Проект "Подросток в критической ситуации" был создан в 1998 году Творческим объединением ЮНПРЕСС. Его задача заключается в том, чтобы:
- обеспечить защиту прав каждого ребенка и подростка на получение полной, достоверной, качественной информации, необходимой для его полноценного становления и развития;
- создать условия прямого участия самих детей, в том числе через средства массовой информации, в принятии решений, касающихся их настоящего и будущего;
- построить коммуникационные каналы, помогающие обществу слышать голоса детей.
Проект включает в себя:
- создание молодежной информационной сети через региональные юношеские СМИ;
- тренинги для журналистов, освещающих острые социальные темы;
- создание пакета материалов, пропагандирующих здоровый образ жизни;
- распространение, в том числе через молодежные СМИ, знаний о Конвенции ООН о правах ребенка.
- использование в целях информирования того, что является субкультурой подростков: граффити, надписи на футболках и значках.
Основные принципы проекта:
- проект создается вокруг реальных проблем подростков, с учетом социальных, половых, региональных особенностей группы;
- подростки принимают участие и имеют право голоса на всех этапах разработки, реализации, оценки проекта;
- проект предоставляет подросткам возможность самостоятельного выбора и помогает им реализовать эту возможность с пользой для себя;
- информирующая составляющая проекта органично встраивается в его содержание, структуру деятельности в рамках проекта: подростки не хотят быть пассивными объектами информационного воздействия и не принимают голую, оторванную от их реальности информацию;
- информация подается в разнообразных формах и по различным коммуникационным каналам, язык материала, способ его подачи соответствует индивидуально-психологическим и социальным особенностям адресата;
- информация, которая не находи отклика в актуальном опыте подростка, подается в умеренных количествах, в разнообразных формах и по различным коммуникационным каналам;
- широкое использование диалоговых форм работы при подготовке и представлении информации, активное привлечение подростков к совместному творчеству позволит понять и учесть специфику аудитории и реализовать возможности канала межличностной коммуникации - ведущего для подростков среди каналов информации.
Реализация проекта "Подросток в критической ситуации" началась осенью 1999 года тренингом для юных журналистов, прошедшем в г. Екатеринбурге. На нем присутствовали юнкоры Москвы, Омска, Екатеринбурга, а также городов Свердловской области. Именно эти города стали первыми участниками проекта. Ведущую роль в воплощении проекта в жизнь играет московская "Юношеская газета", выпускаемая Творческим объединением ЮНПРЕСС. В газете была создана рубрика "Жизнь не по учебнику", в которой публиковались материалы юных журналистов по основным социальным темам.
Я провел анализ нескольких материалов "Юношеской газеты" с целью вывести основные принципы написания социальных материалов.
3.2. Наркотики: дефицит любви
В последнее время даже тот, кто специально не интересовался проблемами, связанными с наркотиками, наверняка обратил внимание, что информация на эту тему поступает из самых разных источников и этот поток все более возрастает в объеме. Разрастается и круг вопросов, которыми задаются журналисты: какова объективная ситуация с наркотиками в обществе, как предотвратить распространение наркомании, как лечить и какую оказывать помощь тем, кто уже оказался в зависимости, какова позиция государства в этом вопросе? Этот перечень можно продолжать бесконечно: В это же время, с каждым днем все большее число людей сталкивается с тем или иным признаком присутствия наркотиков в нашей жизни на собственном опыте. У кого-то в беду попали знакомые или друзья, кто-то обеспокоен неблагополучной ситуацией в школе, где учится ребенок или в своем микрорайоне, кто-то, возможно, даже подвергался насилию со стороны потребителей наркотиков или слышал о подобных случаях.
В № 31-32 (306-307) "Юношеской газеты" был опубликован материал "Дефицит любви" (автор Надежда Андреева, г. Саратов) - интервью с сотрудником центра профилактики наркомании г. Санкт-Петербурга Дмитрием Речновым. (Материал см. в приложении № )
В основу названия легло высказывание интервьюируемого - "Наркомания - результат дефицита любви". Материал начинается с перечисления фактов, отражающих обстановку с наркотиками в обществе. Таким образом, интервью удачно "стартует" без общих фраз и абстрактных размышлений. После лида следует высказывание Дмитрия Речнова по поводу "дефицита любви". Обоснованный тезис, выражающий оригинальную точку зрения интервьюируемого на предмет разговора, интригует и заинтересовывает читателя, заставляет читать материал дальше. Затем корреспондент ставит перед Дмитрием вопрос с позиции обывателя, т.е. вопрос, который возник бы у читателя, прочитавшего о том, что если мама не уделяет маленькому ребенку достаточно внимания, то из этого ребенка может вырасти наркоман:
"Неужели мамы и папы должны бросить все дела и любоваться "работами" ребенка?" (речь идет о детских рисунках). Таким образом, корреспондент специально симулирует недоверие к точке зрения собеседника, заставляя его тем самым доказывать ее еще более убедительно. Отвечая на вопрос: "Бывают ли бывшие наркоманы?", Дмитрий Речнов утверждает, что любой наркоман способен вернуться к нормальной жизни, но при помощи специалистов. Для подтверждения своих слов Дмитрий приводит пример из личной практики. На последний довольно стандартный вопрос "Каков ваш прогноз?" Дмитрий снова отвечает нестандартно: "Благоприятный". Свою точку зрения он опять же убедительно доказывает.
Таким образом, можно выделить основные достоинства и недостатки материала:
1. Интервью со специалистом является выигрышной формой материала на социальную тему, т.к. в этом случае читатель получает полную и достоверную информацию "из первых рук", возможность искажения фактов журналистом сводится к минимуму.
2. Живая человеческая речь гораздо более доступна для восприятия читателем, а интервью - единственная возможность преподнести информацию в виде реальной речи, цитат.
3. К сожалению, материал "Дефицит любви" не совсем продуман, т. к. в нем отсутствует единая нить, тема более конкретная, чем просто наркотики.
4. Прочитав материал, сложно определить, на какую категорию читателей он рассчитан, а потому невозможно выявить цель материала.
5. В материале "Дефицит любви" содержится не только пугающая или шокирующая информация, но и дается пример положительного выхода из сложной ситуации (хотя и с использованием рекламы). Таким образом, материал может помочь людям, уже имеющим опыт употребления наркотиков.
6. Пример из реальной жизни "оживляет" материал, не дает ему
превратиться в перечень статистических данных или в абстрактные размышления автора.
3.2. Права ребенка: "Можно достичь большего!"
Конвенция о правах ребенка была принята более 10 лет назад. Однако в нашей стране этот документ до сих пор не воспринимается как серьезный правовой акт. Поэтому в современной России в особой защите нуждаются даже основные права ребенка: на жизнь (главная угроза для жизни исходит от современного состояния экологии), здоровый, достойный образ жизни, на жилище, на образование, на воспитание, на медицинское обслуживание. Проводимая государственными и региональными органами политика по отношению к детям по своему содержанию не отвечает интересам всех групп детей.
ТО ЮНПРЕСС уже несколько лет ведет активную работу по информированию детей и подростков об их правах. Регулярно выпускаются специальные номера "Юношеской газеты" по правам ребенка. В одном из таких специальных номеров (№19-20 (294-295) был опубликован материал "Зачем говорить о наших правах, если взрослые не обращают на них внимания!". (Материал см. в приложении № )
Материал представляет собой итоги опроса, проведенного юным журналистами ЮНПРЕССА. Вопрос, обращенный к опрашиваемым подросткам, звучал так: "Если бы тебе дали слово в защиту прав детей и молодежи, что бы ты сказал?". Однако в материале приводится не только статистика, но и самые популярные ответы на вопрос.
Материал начинается с общих слов о правах ребенка и продолжается статистическими данными по опросу, причем непосредственно к проблеме мало относящимися (где проводился опрос, сколько процентов мальчиков, сколько - девочек среди респондентов и т.п.). Эти данные, конечно, не бесполезны, но для данного материала они являются лишней обузой, заставляющей читателя скучать и, в лучшем случае, пропустить этот абзац, а в худшем - не дочитать материал до конца.
Только после всего этого начинается сам материал, т.е. его основная часть - ответы подростков. На первом месте - проблема защиты прав детей, на эту тему высказались 18.8% респондентов. Одно из характерных высказываний -"Каждый ребенок имеет право на защиту и должен это знать. Прошу защиты". На втором месте - проблема экономического положения в семье (12.4%). Ответы: "У детей среднего достатка меньше прав, чем у богатых", "Чтобы все семьи были обеспечены, на хлеб не хватает" и др. На третьем месте - проблема взаимоотношений со взрослыми (7.1%). Ответы: "Дети не должны страдать от насилия взрослых", "Не надо взрослым считать детей слишком маленькими. Ребенок тоже человек", "У нас проблемы с милицией" и др. Следующие по значению - борьба с алкоголем, сигаретами, наркотиками; экономика школьной жизни; досуг детей. Ответы: "Бесплатные завтраки в школе", "Улучшить качество обучения, более удобные кабинеты, меньше ненужных предметов", "К черту то, что не от мира сего! Бросайте курить, любите жить!" и др. На пятом месте - проблема трудоустройства подростков (1.3%). Один из ответов: "Молодежи надо дать возможность работать, чтобы не только зарабатывать деньги на личные нужды, но и помогать старшим, стране". Значительная часть респондентов, так или иначе, высказывала мысли о равноправии детей и взрослых.
Анализ материала "Зачем говорить о наших правах:" позволяет сделать следующие выводы:
1. Материал написан интересно и довольно оригинально. Ответы подростков на острый вопрос очень любопытны, т.к. позволяют понять взгляд на проблему изнутри.
2. Построение и содержание материала говорят о том, что адресован он прежде всего родителям, взрослым и направлен на то, чтобы старшие лучше поняли нужды детей.
3. Обилие статистических данных "сушит" материал. Главная идея материала - дать читателям возможность услышать голоса детей, а потому количество статистики нужно было немного уменьшить.
3.4. Ситуация в школах: разделенные оврагом
По результатам социологических исследований школа входит в так называемые факторы тревожности подростков. 20,1% ребят особенно беспокоят отношения с учителями. В трудную минуту на поддержку учителя рассчитывают лишь 6,4% подростков.
Кроме этого, стремительное расслоение в обществе привело к тому, что сейчас школы делятся на гимназии и лицеи "для крутых" и обычные общеобразовательные школы для людей со средним достатком. Разница между ними, естественно, огромная.
В №11(286) "Юношеской газеты" был опубликован материал "Разделенные оврагом" (автор - Светлана Шелухина) на эту тему. (Материал см. в приложении№6)
В основу материала легло описание двух столичных школ: одной - "крутой", а второй - обыкновенной, которые по иронии судьбы расположены по разные стороны большого оврага. Идея и цель материала классичны: показать, что большое количество денег не всегда способствует полноценному развитию личности.
Итак, что же из себя представляет описываемая элитная школа. Светлые классы, кожаная мебель, картины, два или три бассейна, горнолыжный спуск, компьютерные классы с интернетом и т.д. Однако вблизи все выглядит уже далеко не так прекрасно: учителя получают практически столько же, сколько и в обычной школе, а горнолыжный спуск превращен в спуск "кто на чем удержится".
Вторая школа ничем не выделяется в ряду других. Она не носит званий гимназии или лицея, и в ней нет и десятой доли тех благ, что в вышеописанной элитной школе. Однако трудно не согласиться с тем, что в этой самой обычной школе остаются действительно преданные своему делу учителя, которые компенсируют отсутствие интернета и бассейнов.
Таково примерное содержания материала "Разделенные оврагом". Идея материала в целом неплоха, но ошибка автора здесь в том, что она начинает делать выводы, которые здесь абсолютно не нужны. Достаточно было просто описать текущую ситуацию в школах, а выводы читатель сделал бы сам. В том виде, в каком материал был опубликован, он приобретает явную окраску назидательности, которая мгновенно отталкивает читателя. Поэтому последний абзац висит на материале балластом, не несущим никакой информационной нагрузки. Очень интересна находка автора с оврагом - символом, показывающим отрыв школ друг от друга. Отличительная особенность материала - написан он для подростков, ведь в нем говорится об учителях, которые даже за деньги не бросают своих учеников. Недостатком материала является то, что в нем не приводятся мнения самих учеников по рассматриваемому вопросу.
3.5. Дети и война: видевший войну мечтает о мире
Ни для кого не секрет, что дети воспринимают все с удвоенной силой. Любая мелочь способна расстроить ребенка до слез. А такая трагедия, как война, может сломать психику человека на всю жизнь. У войны нет правых и виноватых - каждая сторона оправдывает свои действия и осуждает врага. Но у любой войны есть жертвы: дети, потерявшие отцов, матери, пережившие убитых сыновей, семьи, потерявшие родину.
Но самое главное, что люди перестали чувствовать чужую боль. Их уже не волнует война в собственном доме. И война эта не кончится до тех пор, пока люди так безразлично будут к ней относиться.
В средствах массовой информации нынешняя война в Чечне рассматривается однобоко: сводки потерь, хроника террористических актов и т.п. Такой вопрос, как судьба детей, которых эта война коснулась непосредственно, практически не освещается. В связи с этим очень любопытен материал "Видевший войну, мечтает о мире" (автор - Карен Казумян), опубликованный в №11(286) "Юношеской газеты". (Материал см. в приложении №7)
Материал представляет собой интервью с мальчиком Ибрагимом, который жил в Чечне во время боевых действий. Материал предоставляет возможность взглянуть на эту войну с другой стороны.
Лид начинается с воспоминаний Ибрагима о первых взрывах, которые он услышал - это очень эффектно и сразу привлекает внимание читателя. Далее идет краткая справка о биографии Ибрагима, а затем - само интервью. Автор расспрашивает интервьюируемого в основном о его жизни во время первой чеченской войны. Особенно интересен довольно провокационный вопрос: "Принимал ли кто-нибудь из твоих родственников участие в боевых действиях против федеральных сил?", на что Ибрагим отвечает коротко: "Нет". В ходе интервью Ибрагим описывает обстановку, царившую в Грозном во время бомбардировок: "Целые семьи умирали от голода или задыхались в подвалах". Напоследок Ибрагим поделился своими дальнейшими планами на жизнь. Выводы по материалу:
1. Интервью с очевидцем интересно само по себе. Тем более, что очевидец представляет как бы вражескую сторону. Это позволяет понять мнение самих чеченцев по поводу войны.
2. Интервью позволяет взглянуть на войну изнутри, а именно это и есть действительно объективная информация.
3. Данный материал, возможно, способен развеять в ком-то стереотипы о чеченском народе, т.к. перед нами вполне нормальный человек, который также, как и русские, не хочет войны.

4. ПРИНЦИПЫ НАПИСАНИЯ МАТЕРИАЛОВ ПО ОСТРЫМ СОЦИАЛЬНЫМ ТЕМАМ

1. Прежде всего, журналист должен быть компетентен в той проблеме, о которой он пишет, работать в тесно контакте со специалистами. Удачен вариант интервью со специалистом.
2. Никогда не стоит сгущать краски, искажать действительность, пусть даже и в благих целях, это вызовет недоверие ко всему материалу.
3. Писать на социальную тему можно только тогда, когда у журналиста выработана собственная позиция по освещаемому вопросу.
4. В отличие от информационной журналистики, основная цель которой - распространять в обществе объективную информацию, социальная журналистика должна быть направлена на изменение общественного сознания, поэтому, принимаясь за написание социального материала, нужно четко ставить перед собой цель - что должно измениться в сознании читателя.
5. Общение с читателем должно проходить на равных, в стилистике доверительного диалога. Нужно избегать пафоса и назидательности, которая вызывает психологическое отторжение и сводит на нет действие материала.
6. Обращение к читателю должно быть адресным, нужно четко представлять, на какую социальную группу рассчитан материал.
7. Материал должен основываться на реальных фактах. Сухая статистика и абстрактные размышления не способны убедить и произвести такое эмоциональное воздействие, как подлинная человеческая история.
8. Материал не должен лишь пугать: негативная эмоция не может стать основой для смены жизненных принципов человека. Материал должен предлагать альтернативу, создавать позитивный образ.
9. Писать о проблеме в целом сложно, поэтому рекомендуется освещать в материале какую-то конкретную часть проблемы.

5. ПРИМЕЧАНИЯ

Рабочие определения:
Подростки - термином "подростки" обозначены все индивиды генеральной совокупности 10-17 лет. Синоним: тинейджеры.

Средства массовой коммуникации (СМК) - средства распространения информации в форме большого числа копий (в широком смысле) как периодического, так и апериодического характера. Это могут быть книги, газеты, журналы, ТВ, радио, видео, кино, аудио, а также компьютерные СМК.

Средства массовой информации (СМИ) - периодические СМИ. В законе Российской Федерации "О средствах массовой информации" определен критерий периодичности для отнесения того или иного СМК к СМИ: издание должно выходить не реже одного раза в год.

Конвенция о правах ребенка - важный международный документ, принятый Организацией Объединенных Наций в 1989г., где изложены позиции мирового сообщества на современное детство и его защиту.

Субкультура подростков - совокупность особенностей поведения, форм общения, способов деятельности самих подростков. Например, граффити, молодежный сленг и др.

7. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н. Российские подростки в информационном мире (По результатам социологического исследования) - Москва: ЮНПРЕСС,1999
Щеглова С.Н. Права детей и Дети о правах (Социологический анализ) - Москва: Социум, 1998
Щеглова С.Н. Как изучать детство (Социологические методы иследования современных детей и современного детства) - Москва: ЮНПРЕСС,2000
Речнов Д.Д., Латышев Г.В., Яцышин С.М. Шаг за шагом от наркотиков. Книга для родителей. - Санкт-Петербург: Центр профилактики наркомании,2000
Юношеская газета №11 (286), март 2000г.
Юношеская газета №19-20 (294-295), май 2000г.
Юношеская газета №27-28 (302-303), июль 2000г.
Юношеская газета №31-32 (306-307), август 2000г.

Автор: Кирьянов Кирилл, ученик 102 класса гимназии №19

Научный руководитель:
Грачева Лариса Геннадьевна, преподаватель журналистики гимназии №19

Областное научное общество учащихся "Поиск"
Гимназия №19
г.Омск - 2001 г.

 

Категория: Полезная информация | Добавил: fl@shka (01.09.2008)
Просмотров: 8958 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
        Статистика

        Онлайн всего: 1
        Гостей: 1
        Пользователей: 0
        Молодёжная Организация "Prosperitatea Viitorului" м.Бэлць Республика Молдова © 2024