Редактирование материалов: руководство для стражей
глава из книги "Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы"
Статья из брошюры Американского института печати “Как эффективно писать и редактировать статьи”. Печатается с разрешения.
Редакторы материалов - верные стражи газеты, они охраняют ее от ошибок, опущенных фактов, оставшихся без ответов вопросов, грамматических ошибок, многословия, отсутствия ясности, плохого вкуса и рискованных заявлений.
Ни один материал не может быть опубликован без редактирования хотя бы одним человеком (не автором). В больших газетах материал до публикации нередко редактируется тремя-четырьмя редакторами. В зависимости от тиража и структуры газеты материал проходит через руки самых разных редакторов: выпускающего редактора, младшего редактора, давшего журналисту задание, редактора раздела, редактора новостей и, в особо важных случаях, материал редактируют редактор-распорядитель и главный редактор. Поскольку в данном случае функции всех этих редакторов одинаковы, все они в этой главе будут называться выпускающими редакторами.
Опытные редакторы предлагают следующие советы по редактированию материалов:
1. Прежде чем начинать править материал, прочтите его до конца - нужно понять, что пытается сказать автор.
2. Убедитесь, что структура материала разумна, т. е. что материал скомпонован правильно. Решите, что является самым главным вопросом. Если репортер не сумел вывести этот вопрос в лид статьи, верните материал на доработку или, если с автором трудно связаться, сделайте поправки сами. Это относится в основном к информационным сообщениям, а не к очеркам, где главный вопрос может не выноситься в первые абзацы.
3. Уплотняйте материал. Подумайте, какие его части могут быть сокращены, если это понадобится. Все сокращения делайте в последнюю очередь, когда будете твердо знать, что именно подлежит сокращению.
4. Переставляйте слова, улучшайте обороты, приглаживайте предложения, вносите другие изменения, которые сделают материал более привлекательным. Особое внимание уделите лиду.
5. Убедитесь, что на все резонные вопросы даны ответы. Если этого не сделано, попросите автора сделать необходимые дополнения или, если это неосуществимо, попробуйте сами найти ответы и дополнить ими материал.
6. Убедитесь, что материал справедлив, что в нем представлены несколько точек зрения, что обвиняемая или критикуемая сторона имеет шанс возразить, что абстрактные вопросы рассмотрены на конкретных примерах.
7. Относитесь скептически к любому факту в материале. Нужно знать, какой репортер надежен, какой - безответственен. Взвесьте вероятность того или иного утверждения - выглядит ли оно правдоподобным? Займитесь арифметикой. Если колонка чисел должна давать в сумме столько-то, проверьте, так ли это. Проверьте, правильно ли указаны имена, фамилии, инициалы, титулы и должности, членство в политической организации, даты, время, место и предыстория события, адреса, суммы денег, юридические обвинения.
8. Упрощайте материал. Заменяйте длинные, сложные предложения простыми.
9. Объясняйте. В материале не должно быть ни одного слова, выражения или предложения, которые могли бы показаться читателю непонятными.
10. Не нужно слишком часто ссылаться на источники. Но спорная или противоречивая информация должна сопровождаться такими ссылками обязательно.
11. Проверьте логичность связывающих абзацев - избегайте внезапных скачков мысли в материале. 12. Проверьте грамматику. Исключайте жаргон, причудливо звучащие выражения, языковые штампы. 13. Приведите материал в соответствие со стилем газеты (единообразие в употреблении сокращений, правил орфографии, заглавных букв и т. д.).
14. Не щадите “обязательный”, но скучный материал. Снимая любое лишнее слово, предложение или абзац, вы высвобождаете газетную площадь для более интересных материалов.
15. Со всем тем, что упомянуто выше, работайте скальпелем, а не топором. Вы - редактор материала, но также являетесь и другом журналиста, его написавшего. Если у журналиста свой, особый стиль, уважайте и сохраняйте его, насколько это позволяет здравый смысл.
Трения между редакторами и журналистами неизбежны. У редактора есть основания брюзжать, когда журналист приносит материал явно слабее предыдущего. Тем самым редактор способствует профессиональному росту журналистов.
С другой стороны, журналисты по понятным причинам сердятся, когда редакторы радикальным образом изменяют материал, не возвращая его на доработку, хотя время позволяет, и не объясняют, почему эти изменения были сделаны. Между тем подобные объяснения являются частью процесса обучения журналистов, и редакторы обязаны быть терпеливыми учителями.
Иногда редакторам приходится править материал в отсутствие автора - когда он на задании или его нет по другим причинам. Редакторам следует отработать систему, позволяющую в большинстве случаев связываться с журналистами по телефону - если они дома, в ресторане и т. д. Такая система сводит к минимуму возможность того, что журналист откроет газету и, краснея от гнева, обнаружит, что его опубликованный материал имеет весьма отдаленное сходство с оригиналом, отданным им редактору.
И все-таки, невзирая ни на какие внутренние трения, выпускающий редактор всегда должен стоять на страже интересов газеты и интересов читателя.
——————————————————————————————————————
БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ КРИТИК Хороший редактор должен представлять собой некий парадокс: с одной стороны, благожелательно относиться к тому, что пытается написать журналист, с другой - придирчиво оценивать результаты его труда. Идеальный редактор никогда не станет переписывать материал в том ключе, как мог бы на эту же тему написать он сам. Редактор предполагает, что тот, кто давал задание журналисту, одобрил общий подход к теме. И первейшая задача редактора - принять все меры к тому, чтобы этот, подход заработал.
Роберт Фелпс (из бюллетеня Американского общества редакторов газет) |